lyubimica_mira (lyubimica_mira) wrote,
lyubimica_mira
lyubimica_mira

Русь. Загадки водных путей.

Оригинал взят у yar46 в Русь. Загадки водных путей.
Данные строки родились по мотивам статьи http://irinamedvedeva8.livejournal.com/1586529.html, за что моя благодарность irinamedvedeva8 и разумеется автору оригинала vaduhan_08.

Есть любители смаковать картины русской жизни, не вдаваясь в её суть и подробности. В результате появились картины: «Иван Грозный убивает сына», хотя сын был отравлен, «Бурлаки на Волге», что интересовали Репина, Верещагина, Саврасова хотя в то время были известны и другие способы движения судов. Несмотря на это песню-ритм для работы, превратили в гимн революции (Дубинушка).
Принято считать, что идея картины о бурлаках на Волге зародилась у Репина, когда он увидел бурлаков на Неве летом 1868 года.
Всё так и одновременно иначе. Без прямолинейных оранжевых мотивов и двойных стандартов никак, хоть ныне, хоть в прошлом. О чём речь?
Бурлак — человек, уходящий на приработки: рубить дома, класть печи, на сплав и т. д. Бурлачить — это не обязательно таскать баржи. Слово «бурлачить» можно и сейчас услышать в Кирилловском районе Вологодской области. «Опять Васька ушел бурлачить», — может сказать какая-то старая женщина про своего кота. Бурлачить — здесь: охотиться. У разных народов слово бурлак означает и разбойник, и холостяк…
И потом, тягали баржи и в цивильных европах. Вот изображения, отыскались на форуме:
Италия, ссылка.
Толкачи в Британии, ссылка.
Англия, Френк Брэнгвин, офорт, конец 19 века, ссылка.
Нидерланды, 1931 г, ссылка на фото.
Ещё Голландия, ссылка.

Тяга на реках была не только человеческая. Была и парусная, и конная, и цепями, лежащими на дне, и подтягиванием на якорях, и …
Торговые пути далекого прошлого обновляют сезонные ярмарки Поволжья 13 века. Следом за ярмарками для массовых перевозок в 14-15 веках возникает Бурлачество как промысел. Товары везли во множестве. Так волжская баржа-расшива представляла собой объект с массой только груза около 40 тонн.
Источник изображения.
В Костромском музее есть картина художника Никанора Чернецова «Вид на Волге», окрестности Рыбинска, 1852 г. Писано с натуры. Вверх по реке поднимается хлебный караван.
Караван идет правым берегом против сильного ветра. Суда передвигаются «подачами» - на переднем плане «забежка» с якорем. Палуба расшивы с большими свесами - почти авианосец и мощная мачта с громадной подъемной реей.
«Сходить» с низовьев Волги до Рыбинска это у бурлаков называлось «путина».
К 19-му веку не смотря на пароходную конкуренцию, в России бурлаков насчитывалось не менее шестисот тысяч. На эту тему есть соответствующая литература.
Для поколения выросшего на слезливых картинках о темном прошлом России это настоящее откровение. Тем более что на фоне бурлацких артелей существовали иные средства передвижения даже до эпохи паровых двигателей. Работал на реке, повторюсь и парус.
При движении против течения обычно шли ближе к берегу, поскольку по центру речной поток имеет наибольшую скорость.
Для работы конной тяги вдоль рек и каналов устраивали дороги (бечёвники). На ладожских каналах они местами сохранились.
Источник Фото. Изображение «бурлаков» не наше, а технология та самая.

Сложность речной проводки судов нуждалась и в специальных средствах.
Схема цепной тяги.. Источник рисунка из статьи




На порогах Свири, применялась туэрная тяга, по цепи, лежащей на речном дне. Есть информация, что до эпохи пара туэрную тягу крутили  бурлаки.
Сегодня свирские пороги скрыла высокая вода.
Немного отвлекусь. Во время ВОВ в этих местах проходил Карельский фронт. Красной Армии противостояли финны, превратившие местные леса в неприступное укрепление и сплошные минные поля. Оборона финнов была прорвана уничтожением шлюзовой системы Свири. Образовавшаяся волна без напряга преодолела сопротивление союзников Гитлера.

Шлюзы на Свири обеспечивают современное судоходство, которое известно с далеких времен. По этой дороге в 1485 году прошел будущий русский святой Александр Свирский, чтобы основать монастырь ныне его имени. Это единственный русский святой удостоившийся лицезреть самого Бога в виде Троицы.
А вот изображение по зарубежным источникам, ибо у нас кроме репинских бурлаков иной судовой тяги народу не показывали, хоть и было на что посмотреть в тоже репинское время.
Источник фото из статьи. В источнике много интересных фотографий по теме.

История Европы это история жития по рекам, а позднее по каналам. Знакомясь с текстами летописей и сообщениями о речной жизни предков, поначалу всё принимаешь на веру. Но стоит самому пройти некоторыми водными путями как возникает множество вопросов. Однако вместо ответов стандартные мифы.
И вот главный вопрос. Речными путями перемещались не только купцы, князья и святые, но и враги и разбойники. И что, на супостата не было угомону?
Как теперь понимаю, этот самый угомон в прошлом имелся. Раз дорога, значит, на ней княжеские пункты пропуска, по-современному блок-посты, а в отдельных случаях что-то типа противотанковых ежей (рубеж и есть рубка ежами – т.н. засечная полоса). Это на сухопутье, а на реках?
В отдаленные времена, а на некоторых реках и сегодня имеются пороги как природные, так и представьте себе рукотворные. Как вариант пороги природные, «обработанные» местными жителями для прохода судов.
Природные это понятно, у таких порогов даже персональные имена известны. Но вот что любопытно. Сегодня многие реки обзавелись плотинами, шлюзами и т.п. сооружениями, скрывшими древние пороги высокой водой. Предки, возможно, располагали водной системой с регулируемым уровнем для обнажения порогов в нужные моменты. Не такая уж и большая хитрость. Просто сама мысль необычна. Достаточно взглянуть на якобы петровские каналы стокилометровой длины, протянувшиеся вдоль южного берега Ладоги, шлюзы, плотины и целые водные системы. Чем не дренаж для управления уровнями воды. Только одному Петру I здесь очевидно не управиться.
Сегодня многие водные пути прошлого судоходны. Исходя из современной судоходности, историки распространили ситуацию на далекое прошлое. Яркий пример путь «Из варяг в греки». И где он проходил?
Стандартный ответ – по Днепру. Однако упрямые местные пороги не позволяли их преодолевать ни по течению, ни тем более против. Это относится к военным и торговым судам вплоть до середины прошлого века.
История о «великих украх» похоже, была задумана давно и давно началась её письменная реализация. Цель – создание имиджа для рядовой понтонной переправы под именем несуществовавшего в прошлом города Киева как основы, не существовавшей Киевской Руси.
А как же все-таки с путем из варяг в греки? А тут особо интересно. Не имеющие прямого доступа к первоисточникам вынуждены верить на слово. И вот раскрылась очередная заморочка с переводом старинного текста на язык современный.
В ПВЛ приведен маршрут апостола Андрея. Современные рефераты поминают маршрут апостола лишь в одну сторону и навстречу этому самому «Из варяг в греки». О чем стоит задуматься и вот результат раздумий.
Андрей, как известно из предания шел из Византии к варягам. А обратно? И тут…. Оказывается автор ПВЛ ни о каком «Из Варяг в Греки» не говорил.
«Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру… . И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород… И отправился в страну варягов, и пришел в Рим (!!!). Андрей же, побыв в Риме, пришел в Синоп».
Давайте, изобразим трассу пути апостола Андрея.
Синоп → Корсунь → Днепр, начиная с Днепра пешком к славянам, коих на Днепре тогда не обнаружилось, отчего и пошел Андрей искать славян далее → будущий Новгород → Страна варягов → Рим → Синоп.
Очевидно, что это путь не «из варяг в греки», как нас приучили. На самом деле «Повесть» описывает некий безымянный круиз вокруг всей Европы, причем традиционно называемый путь, «из варяг в греки» оказывается лишь его частью.
Варяги → Греки → Днепр → Волхов → Балтийское море → Рим → Черное море
Путь по Атлантике, похоже, след реальной информации, сохранившийся при переписывании летописи
У историка В. Егорова читаем: «Легенда об основании Киева была легендой уже во времена написания «Повести». Да и в самой Повести тому примеров масса.
По легенде апостол Андрей побывал на Киевских горах и дошел до реки Волхов. Верится с трудом, но допустим. А вот обратно, как следует из  текста ПВЛ, путь шел вокруг Европы по Атлантике. [ В. Егоров, «У истоков Руси. Меж варягом и греком» ].
Сочиняя трактовки-небылицы в списках-переписках, редакторы просто обязаны были вычитать итоговый текст. Однако поленились. А может, сроки поджимали, и другие летописи ждали очереди на редактирование.
Как это понимать? Даже летопись ведет апостола на север от Днепра пешком. Видимо знал первый летописец, что проплыть по Днепру через пороги против течения невозможно.

Гидрография тысячу лет назад это совсем не то, что имеем в настоящее время. Сегодня на реках поставлено множество гидростанций, что подняло уровень рек и покрыло старинные пороги. Но это совсем не означает, что в прошлом таких порогов не было вовсе, а там где их существование историками признается, якобы имели место волоки. Как показали исследования, броды были, а вот с волоками напряженка. Вот лично вы уважаемый читатель попробуйте вытащить на берег обычную плоскодонку, а тут корабль с грузом и припасами для купца с помощниками. А тащить волочить такую тяжесть требуется не одну версту. И что с корпусом корабля будет в конце пути?
Речные Волховские и Днепровские пороги служили надежным заслоном для непрошеных гостей. Отвесные многометровые берега, стремительное встречное течение, невозможность обходного маневра через прибрежные овраги и болота, наконец, разбойники и вооруженное население.
Рассмотрим реальность. Днепровские пороги были вообще непроходимы, а преодоление по течению лишь небольшой части известных порогов считалось великим достижением, о чем в Скандинавии даже памятники ставили.
Существование подобных порогов означает, что в прошлом у нас была совсем иная история, чем рассказывает её академическая версия.
Поводом для очевидной коррекции древне-русской истории служат не только пороги и устная сказочность торгового пути «из варяг в греки». Торговля, разумеется, велась. Как же без неё, но совсем иными путями и методами. Об этом говорят раскопанные поднепровские клады монет, которые весьма редки и скромны, а датировка не ранее второй половины 10-го века.

Теперь об удивительных порогах на Волге.
В лесах Руси строились засечные полосы – рукотворные буреломы, а что могло контролировать водные пути и управлять водным движением? Правильно блок-посты по-современному, а в прошлом управление осуществлялось цепями поперек реки и порогами рукотворными или природными. Одним из таких малоизвестных речных препятствий было волжское укрепление Чувиль, с современным названием Плёс.
Этнография Чувиля-Плёса из глубины русского уклада. О чем будет следующий пост.
Слово «плёс» согласно справочникам означает часть реки между перекатами и изгибами. Но что это за изгибы и через что перекаты в нашем случае? Оказывается, имел место секретный фарватер через пороги.
Обычную информацию для экскурсантов этой волжской жемчужины опускаем и сразу погружаемся в речную прохладу. Погружаться придется глубоко, поскольку в прошлом веке на Волге встал каскад плотин, образовавших цепочку рукотворных и слабопроточных водохранилищ. Уровень Волги местами поднят на 14-16 метров. Многое из рек-притоков и пойменных лугов затоплено.
Теперь по Волге ходят трехпалубные круизные красавцы, большие сухогрузы и нефтеналивные суда. А до того?
Управляя уровнем воды, когда этих 16 метров не было, движение по реке можно и вовсе остановить. Это, каким же образом?
Для этого вдоль русла водного пути, вероятно, существовали обводные каналы типа сохранившейся до наших дней Жигулевской кругосветки – современной радости водных туристов. Здесь приведена красочная карта. Не забудем, что в те поры Волга была не такая полноводная как теперь.
Люди селились в этих местах, конечно, не случайно. Притягивает природный объект пороги и возможность собирать мыт с желающих пороги преодолеть. Плёс впервые был упомянут в документах 12-го века как крепость и посад. В 1410 году сын Дмитрия Донского, московский князь Василий I,  построил здесь укреплённую заставу. Волга в этом месте не петляет, что позволяет увидеть речных путешественников на расстоянии до 17 км.
Левитан и др. художники, а также дачники и великие личности типа Шаляпина всё это появится здесь много позже. А пока…
Василий I, создал в этих местах таможенно-оборонительную систему для защиты северных границ Владимиро-Суздальского княжества. 71 км до Иваново, 65 км до Костромы.
Крепость на берегу, а суда на воде. Как контролировать их движение? И вот народные умельцы сообразили.
Волга была судоходна от Астрахани вверх по течению только до Калязина. Ситуация изменилась после строительства каскада волжских гидростанций и соответственно плотин, при этом был затоплен удивительный объект в районе поселения Плёс.
Это искусственные пороги, созданные для контроля прохода по реке. Проход между искусственными порогами знали только местные лоцманы.
Плесская крепость обеспечивала московским князьям контроль главной дороги Руси - Волжского пути - и защищала от новгородских разбойников - "ушкуйников", какие большими флотилиями грабили волжские города, включая Ордынские. Последний поход ушкуйников из верховьев по средней и нижней Волге состоялся в 1409 году, а с 1410 года ушкуйную проблему стала решать военная хитрость – искусственные пороги и секретный фарватер их прохода. Провести корабли мимо Винной и Косой каменных гряд могли только лоцманы Плёса, а их услуги предоставлялись за пошлину либо по предъявлении пропускной грамоты. Источник: http://plyos.org/ там ещё карта есть.
Непросты были князья, и народ русский непрост.
Вот и современное оружие России от потомков тех волжских и иных умельцев из Прошлого. И что характерно всегда дешево, но адекватно сердито.

На Волге обнаружено обстоятельство, объективность которого не в состоянии отменить ни сладкоголосые летописи, ни красота слога Карамзина. Речь о сравнительных характеристиках кладов Поднепровья и Поволжья. Количество и вес кладов, выявленных в волжской земле, на несколько порядков превышает число и содержимое кладов на берегах Днепра. А ведь арабские дирхемы и там и тут обнаруживаются, а ещё их нашли на берегу Москвы-реки при строительстве Храма Христа Спасителя. О чем это говорит? Да, хозяйственная жизнь велась везде, но её активность на Волге вне конкуренции. Ну и ещё один штришок.  Бурлачество на Днепре не вдохновило художников и песенников, как это имело место с волжскими сюжетами. Не водили днепровские бурлаки баржи транзитом через пороги, а следовательно и объем перевозок на этой реке был незначительным.
Вот тебе и «великая Киевская Русь». Халва, халва, а от слов во рту сладости нет.
Начнешь изучать речные берега, и обнаружишь нашу исконную и реальную историю.

В статье использованы материалы из http://vaduhan-08.livejournal.com/36799.html
Дополнительный источник:
Форум о состоянии современной Волги http://www.litcetera.net/forum/80-1764-1

В Оглавление
К статье получены интересные комментарии. Рекомендую заглянуть и в них. Это в первую очередь от navyserge http://navyserge.livejournal.com/29749.html с картами путей, а ещё о транспортировке лиственниц для основания Венеции.

Tags: Русь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments