lyubimica_mira (lyubimica_mira) wrote,
lyubimica_mira
lyubimica_mira

"Сталинский рывок" по учебнику математики для 4 класса

Оригинал взят у historian30h в "Сталинский рывок" по учебнику математики для 4 класса
Читателям понравился мой материал: «Россия, которую мы потеряли, по задачкам для школьников». В нем я показал, что история общества отражена в любом источнике своего времени, в том числе в арифметическом задачнике для 4 класса.

Сегодня предлагаю посмотреть по аналогии на математические задачи 1932 г., года самого начала сталинской индустриализации и коллективизации.

Наш источник: Юным строителям Нижне-Волжского края. Рабочая книга по математике. Четвертый год обучения. Саратов: ГИЗ, 1932.

Сразу обращаю внимание, что учебник региональный, в то время считалось важным знакомить учеников с особенностями своего региона.

1.jpg


2.jpg



Как видим учебник отличается от учебника 1911 г. принципиально. Царский учебник готовил обывателя, которому грамота нужна для простейших жизненных ситуций типа купи-продай, учти в своем хозяйстве. Автор учебника знал, что ничего более интересного его ученикам делать не придется. Вот сегодня часто самонадеянно утверждают, мол, если бы не большевики, то царь всем показал бы свой хитрый план... Задачник по математике доказывает, что ничего не показал бы: готовили детей крутить хвосты коровам и торговать молоком, не более того. Россия была бы чем-то вроде Турции.


Сталинский учебник готовит гражданина. Сталинский учебник расширяет кругозор ученика до общегосударственных дел и более того, дел всего мира. Скажете пропаганда, но она и готовила гражданина, который гордился своей страной и был готов всемерно помочь ей.

3.jpg

5.jpg

9.jpg

13.jpg


Впрочем, и чисто практические задачи тоже даны в большом объеме:


11.jpg

14.jpg

43а.bmp.jpg



Но давайте также посмотрим на преломление в математических задачах обыденной жизни людей:

43а.bmp.jpg

8.jpg

10.jpg

12.jpg

15.bmp.jpg


«В колхозах доход распределяется между колхозниками не поровну, а по количеству и по качеству труда. В колхозе им. Ст.Разина Нижневолжского края в 1931 г. ударники получили на каждое хозяйство по 10 ц хлеба, колхозники неударники — 4,1 ц меньше, а те, кто отлынивал от работы — еще на 2 33/50 ц меньше. По сколько хлеба получено на хозяйство колхозниками неударниками и по сколько — отлынивавшими от работы?»

Между прочим, эта задача предсказывает голод следующего года — попробуйте прожить семьей на количество хлеба, которое получили лодыри.


4.jpg


Таким образом, учебники математики 1911 и 1932 гг. для одного и того же 4 класса отражают революционные перемены в жизни страны всего лишь за 21 год.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments